Этапы работы над проектом

В идеальном, очень редко встречающемся случае, у Заказчика есть выверенная концепция будущего сайта, написано подробное техническое задание и собраны примеры предпочтений и абсолютных неприятий в дизайне. В этом случае возможна как быстрая оценка стоимости и длительности работ, так и, в дальнейшем, четкая и безошибочная работа Исполнителя.

Но, как правило, у Заказчика есть лишь общее понимание, для чего ему нужен сайт, и кое-какие предпочтения в дизайне. Наверное, это и есть самое интересное в нашей работе: вместе с Заказчиком проработать концепцию сайта, при необходимости – выверить бизнес-процесс, понять, какой стиль в дизайне предпочтителен, предложить интересные решения для функционала сайта, а в конце работы – увидеть довольную улыбку и сияющие глаза владельца нового Интернет-ресурса. Как это происходит – расскажем дальше.

Проработка концепции сайта

На данном этапе мы вместе с Заказчиком приходим к четкому понимаю целей и задач нового (или модифицируемого) сайта.
Это происходит во время личных встреч менеджера по проекту нашей студии и заказчика. Таких встреч будет ровно столько, сколько потребуется, чтобы заказчик убедился, что он понят исполнителем (т.е. нами, веб-студией) правильно, и все его желания имеют однозначное толкование. Часто встречи перетекают в разговоры по душам, и такие проекты приносят наибольшее удовлетворение обеим сторонам и наилучший результат, потому что над ними работает уже сплоченный тандем «заказчик-исполнитель».

Обязательно перед первой встречей заполняется специальный опросник - так называемый бриф.
Бриф и является основной темой первой встречи.

Всесторонне обсудив содержащиеся в нём вопросы и ответы мы приступаем к написанию технического задания (ТЗ) и разработке дизайна для Интернет-проекта.

Техническое задание

Подробное и тщательно подготовленное Техническое задание (ТЗ) позволяет, во-первых, правильно оценить время на разработку Интернет-сайта и объем необходимого выделяемого ресурса, во-вторых, дает разработчикам возможность работать без ошибок, но, что самое важное, на его основании можно верно оценить стоимость работ.

Имея в наличии проработанное техническое задание, Заказчик уверен, что все его пожелания зафиксированы и будут исполнены, сроки окончания работ будут соблюдены, и в конце проекта ему не будет выставлен дополнительный счёт на услуги веб-студии. Web-студия же будет застрахована от напрасно потраченного времени, от недовольства Заказчиком результатами работ и от нехватки у Заказчика финансовых средств.

Техническое задание описывает именно функциональность Интернет-проекта, а не дизайн.
При этом формулировки должны толковаться однозначно, быть объективными и четко указывать обозначать требуемые работы. Обязательно прописываются термины и определения, чтобы Заказчик и Исполнитель могли говорить на одном языке. Описываются все компоненты сайта (заголовки, статьи, новости, каталог, другие данные и их структура, списки и т.д.), что и как отображается на странице. Определяются требования к хостингу, на котором будет работать сайт. Оговаривается объем наполнения контентом (любой информацией) веб-ресурса.
То есть в ТЗ описываются принципы выполнения проекта и ожидаемые результаты.

Для небольших проектов техническое задание сразу составляется в полном объеме, а для крупных сначала пишется ТЗ с минимальной детализацией – для оценки объема и сложности работ.

Техническое задание обязательно согласовывается Заказчиком и Исполнителем. В нашей веб-студии обычно это происходит уже в процессе написания ТЗ, по мере уточнения деталей проекта. Потому что техническое задание пишет руководитель проекта, имеющий большой профессиональный опыт.

Дизайн

Как правило, параллельно с написанием технического задания начинается проработка дизайна будущего сайта. По согласованию с Заказчиком мы предоставляем от одного до трех эскизов внешнего вида веб-проекта. Причем обязательно один из них – личное видение нашего дизайнера. Это помогает Заказчику взглянуть на свой проект со стороны и, возможно, изменить свое мнение о внешнем виде своего сайта.

На основе согласованного технического задания принятый за основу эскиз дорабатывается нашим дизайнером до полного удовлетворения им обеими сторонами. Самое пристальное внимание уделяется не только иллюстрациям и расположению блоков или информации на странице, но и таким «мелочам» как вид и цвет шрифта, форма рамок, толщина линий… При оценке дизайна мы обязательно учитываем и эмоциональную составляющую восприятия сайта Заказчиком.
Для проекта отрисовываются абсолютно все уникальные страницы, каждая распечатывается на цветном принтере на тонкой фотобумаге и подписывается Заказчиком.

Сайт с хорошим дизайном говорит о своем владельце столько же, сколько одежда. По такому сайту хочет «походить», нажать на все кнопочки, увидеть сюрприз или, наоборот, вполне ожидаемый результат. Хочется возвращаться и смаковать подробности и «вкусности» оформления. Интернет-сайт с уникальным дизайном вызывает доверие, потому что понятно, что владелец небезразличен к проекту.

После утверждения дизайна начинается верстка web-проекта.

Верстка

От того, насколько грамотно выполнена эта часть работы над проектом, зависит, как будет выглядеть сайт на мониторах с различным разрешением, в различных браузерах (кроссбраузерность), сколько времени «грузиться» (т.е. вес сайта), насколько хорош сайт для индексации его поисковыми машинами и дальнейшего продвижения.
Верстка – это создание веб-страницы по готовому макету (или, по другому, графическому шаблону), изготовленному дизайнером. При этом производится разметка страницы и определяется расположение на ней различных элементов. Т.е делается заготовка для программирования.

Программирование

На этом этапе все наработанное на Интернет-проекте прежде связывается в единое целое. Прописывается логика работы сайта, взаимодействие его с пользователями (посетителями и администратором), другими сервисами (например, бухгалтерией, платежными системами, электронным документооборотом компании) и сайтами.

Пока идут верстка и программирование, Заказчику может показаться, что ничего не происходит, и проект не двигается вперед. Все это потому, что столь ответственные работы не любят суеты и делаются в глубине и тишине веб-студии. В это время даже руководитель проекта не тревожит программистов и лишь в дни, определенные календарным планом, интересуется статусом работ. Но любая работа заканчивается, и после программирования наступает очередь тестирования.

Тестирование

Прежде, чем выставлять web-проект на всеобщее обозрение, надо протестировать все его функции, чтобы быть уверенными в безошибочности его работы, удобстве использования (юзабилити, usability), способности выдерживать нагрузки (количество посетителей и их действий на сайте). Если пропустить этап тестирования, то это может привести к дополнительным трудозатратам на исправление ошибок, недовольству пользователей и, как следствие, финансовым потерям.
Сначала тестирование проводится в веб-студии, на сервере разработчиков. Интернет-проект проверяется на соответствие техническому заданию, всем обозначенным в ТЗ характеристикам и требованиям. Затем – на устойчивость проекта в «взлому», на защищенность от проникновения в него посторонних. В процессе тестирования определяется, какая максимальная нагрузка может быть корректно обработана проектом, как он ведёт себя в различных браузерах и их версиях, какие проблемы возникают, и как они решаются.
После получения удовлетворительных результатов тестирования Интернет-сайт выкладывается на сервер Заказчика, заполняется контентом, и тестирование продолжается уже при активном участии самого Заказчика.

Обычно именно это время – самое приятное для обеих сторон. Заказчик видит, что его идея воплощена, вполне жизнеспособна и приносит удовольствие. А мы удовлетворены тем, что проект соответствует ожиданиям Заказчика. И его можно выпускать в большую жизнь – публиковать.

 

Заказать услугу

Ваше имя *
Ваш E-mail *
Ваш телефон
Ваше сообщение

Сообщение успешно отправлено

Написать ещё раз